Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Президент Алмазбек Атамбаев выступил на внеочередном заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Уважаемые участники заседания!

Уважаемые депутаты и члены Правительства!

Дорогие соотечественники!

Прежде всего, от всего сердца поздравляю представителей всех шести партий, которые выиграв в трудной политической борьбе, избраны депутатами Жогорку Кенеша, а народ Кыргызстана – с успешным проведением выборов!

Также искренне поздравляю членов нового Правительства, присягавших на верность своему народу!

Желаю успехов в вашей деятельности! 

Уважаемые депутаты!

Народ Кыргызстана и международное сообщество дали высокую оценку результатам парламентских выборов.

Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю признательность всем странам и международным организациям, которые помогли нам в проведении парламентских выборов, а также поблагодарить международных наблюдателей.

Проведение открытых и чистых выборов стало историческим испытанием для Кыргызстана. Потому, что уже дважды именно несправедливые выборы были причиной народных восстаний – в 2005 и 2010 годах.

После 4 октября не было ни одного митинга протеста, связанного с проведением выборов. Значит, выборы были справедливыми.

Уважаемые депутаты!

В следующем 2016 году исполняется 25 лет независимости Кыргызстана. За четверть века народ Кыргызстан прошел  через огонь и воду, с честью выдержал все испытания, и после 2010 года взял курс на духовное обновление и экономические преобразования.

Кыргызстан стал узнаваемым в регионе, как страна, где обеспечены политическая, социальная и экономическая свободы.

Международные организации исключили Кыргызстан из числа бедных стран. Претворяются в жизнь крупные инфраструктурные проекты, обеспечивающие энергетическую, транспортную независимость государства. Начата военная реформа.

Наша внешняя политика направлена, прежде всего, на обеспечение национальных интересов. Для нас очень важно, чтобы внешняя политика была последовательной и экономически выгодной.

Во всемирном рейтинге лучших для проживания стран мира Кыргызстан занимает первое по центрально-азиатскому региону.

Все это свидетельствует о позитивных преобразованиях в стране. Многонациональный народ Кыргызстана уверенно строит  свое будущее.

Уважаемые участники заседания!

Дорогие соотечественники!

Кыргызстан переживает переломный этап своего развития. Мы многое сделали за последние пять лет. Чтобы победить бедность и повысить уровень жизни людей. А в результате прошедших   4 октября парламентских выборов  сделали большой шаг к еще одной нашей цели – народовластию.

 В этот день простые граждане впервые в своей жизни увидели, что именно их голоса решили исход выборов. Что не власть, не кто-то другой, а именно народ определил состав нового Жогорку Кенеша.

Вторым важным итогом прошедших выборов является то, что народ Кыргызстана проголосовал за преемственность. За твердое и последовательное продолжение начатых позитивных преобразований последних пяти лет.

В этой связи считаю необходимым отметить: время показало правильность принятия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана на период 2013-2017 годы. Благодаря ей удалось обеспечить взаимодействие всех ветвей власти и других государственных органов. Добиться определенной координации их деятельности.

Выдержать курс на укрепление государственной независимости, на отстаивание национальных интересов, на повышение благосостояния граждан. И все это несмотря на сложные взаимоотношения между фракциями прошлого Жогорку Кенеша и ежегодные смены Правительства.

Уважаемые депутаты и члены Правительства!

Очень важно, чтобы и впредь у народа Кыргызстана и руководителей страны всегда была перед собой дорожная карта устойчивого развития, которая не позволит сбиться со стратегического курса. Причем не только на следующие пять лет. Пора разработать и долгосрочную Стратегию развития Кыргызстана, рассчитанную на несколько десятилетий.

Думаю, в ходе реализации нынешней и разработки будущих стратегий развития у нас с вами будет возможность обменяться мнениями по всем сферам жизнедеятельности государства. От экономики, социальной сферы, экологии, обороны и безопасности до государственного устройства, культуры, информации и идеологии.

А сегодня я хотел бы коротко остановиться  лишь на некоторых вопросах деятельности нового парламента страны, которые на данный момент волнуют всех нас и по которым народ Кыргызстана ждет от депутатов Жогорку Кенеша реальных шагов и ответственных решений.

В первую очередь, речь идет о дальнейшем укреплении государственной независимости.  В следующем году мы отмечаем ее 25-летие. Мы входим в очень важный период развития страны. За это время Кыргызстан реально стал страной свободных людей. Однако нельзя сказать, что страна прочно стала на ноги. Для этого нам еще предстоит научиться жить по средствам.

Поэтому, уважаемые депутаты и члены Правительства, ключевой задачей развития Кыргызстана на ближайшие годы становится достижение финансовой и экономической независимости. Это чрезвычайно трудная, но важная и выполнимая цель.

Мировое сообщество перестало считать Кыргызстан бедной страной. В ближайшие два года мы должны научиться жить без грантовой помощи, опираясь только на свои возможности. То есть мы должны начать зарабатывать достаточно средств в бюджет страны и, повторю ещё раз, научиться жить по средствам.

А для этого вы, уважаемые депутаты, должны поставить жесткий заслон на пути популистских решений и законов.

Больше не должно быть таких ситуаций, когда из-за политических игр в парламенте лихорадит экономику всей страны. Или когда принимаются популистские законы, которые буквально пробивают брешь в бюджете страны.

Возьмите, например, наших соседей – Узбекистан и Таджикистан. Не скажу, что их граждане живут лучше наших, но обе эти страны сегодня за свой счет строят даже железные дороги и гидроэлектростанции. За счет бюджета укрепляют оборону своих стран.

К примеру, оборонный бюджет Узбекистана в десятки раз больше нашего. Зато у нас даже некоторые генералы получают доплату за высокогорье, хотя живут в Бишкеке. Да и сам принцип, когда жители сел на высоте двух тысяч метров выходят на пенсию в 40-45 лет вызывает сомнения. Некоторые из этих молодых пенсионеров находят при этом силы на вторую, а то и на третью жену.

При этом пенсионный возраст у жителей Западной и Северной Европы 65-67 лет. А столица Колумбии – город Богота, например, находится на высоте свыше 2600 метров над уровнем моря.

Во всем мире тот, кто не делает отчисления в пенсионный фонд, тот не получает пенсии. У нас 60% населения проживает в сельской местности, а собирают все сельчане вместе 1,3% отчислений в Соцфонд.

И таких примеров много.

Нам надо жить по средствам. И надо зарабатывать эти средства. А значит надо делать всё возможное для того, чтобы спокойно работали все бюджетообразующие предприятия страны.

Надо, наконец, парламенту принять взвешенное окончательное решение по Кумтору без политических игр.

Кроме того, надо сделать всё для того, чтобы в самое ближайшее время заработали на полную мощность Жеруй, Талды-Булак Левобережный и другие предприятия. Чтобы Кыргызстан стал раем и для зарубежных инвесторов, и для отечественных предпринимателей.

Для этого необходимо снять все препоны и искусственные преграды на пути бизнеса, а также среднего и малого предпринимательства. Новыми героями кыргызского народа должны стать предприниматели и фермеры. Принцип «разрешено все, что не запрещено» должен стать реальностью, а любое противодействие законному предпринимательству должно восприниматься как деструктивная антинародная деятельность и даже, как предательство национальных интересов Кыргызстана.

Иначе мы не добьемся развития экономики страны, а значит, не добьемся финансовой независимости. А можно ли без финансовой независимости говорить о том, что мы независимая страна?

Уважаемые депутаты!

Считаю очень важным подчеркнуть необходимость слаженной работы коалиции парламентского большинства и не менее востребованную конструктивность со стороны парламентской оппозиции.

Оппозиция нужна в любом государстве. Благодаря Апрельской революции мы в Кыргызстане добились того, что все острые и злободневные вопросы можно теперь обсуждать в Жогорку Кенеше, а не на митингах и пикетах. Оппозиция может и должна помочь нашему государству стать еще стабильнее и еще демократичнее. Совсем недавно представители оппозиции могли собираться только на ипподроме. Это нельзя забывать.

Но создание оппозиции в парламенте не должно стать самоцелью как о том «вопят» некоторые политики и НПО.

Возьмите, к примеру, Германию. Там фактически имеются только две крупные политические силы. Блок ХДС/ХСС и Социал-демократы. Иногда одна из них создает правительство, а другая находится в оппозиции. Но нередко бывает и так, что блок ХДС/ХСС и СДПГ вместе формируют правительство и руководят страной. Как сейчас, например. И ничего, Германия процветает.

Конечно, правящая коалиция также должна оправдывать свое предназначение. Совершенно ненормальная ситуация существовала в прежнем парламенте, когда одна из фракций числилась в составе правящей коалиции, а вела себя как оппозиционная. Так не должно быть!

Коалиция должна работать согласованно со своим Правительством. В развитых парламентских демократиях не бывает такого, чтобы правящая Коалиция вносила несогласованные  внезапные популистские изменения в правительственные и другие законопроекты. Особенно, если это касается законов о налогах и сборах, а также иных законов, предполагающих дополнительные расходы из государственного бюджета.

И еще одно наблюдение, которое не только раздражало  народ Кыргызстана в прошлом Жогорку Кенеше, но и существенно мешало работе всего государственного аппарата. Отдельные министры вынуждены были вынуждены неделями в постоянном режиме находиться в стенах парламента.

А вызовы членов Правительства и иных государственных чиновников  на заседания фракций часто и вовсе оказывались формой давления и шантажа для решения узкопартийных интересов.

Все это абсолютно недопустимо, и я прошу вас, уважаемые депутаты, положить конец этому и внести соответствующие поправки в Регламент Жогорку Кенеша.

Уважаемые депутаты!

Еще одна из ключевых задач, которую нам необходимо решить, - это судебная реформа.

Определенная работа в данном направлении ведется. Правительство постепенно решает вопросы укрепления материальной базы судов. Если в 2012 году республиканским бюджетом было предусмотрено на судебную систему 447,3 млн.сомов, то в проекте на 2016 год закладывается уже 1млрд.136,9 млн.сомов. То есть в два с половиной раза больше, подход совершенно другой.

Почти два года ушло на разработку предложений по совершенствованию судебной системы. Парламент прошлого созыва принял в первом чтении целый пакет законопроектов, подготовленных соответствующими экспертными группами и одобренных Советом по судебной реформе. Надо ускорить их рассмотрение во втором чтении.

Данные законопроекты важны и необходимы, поскольку, таким образом, может быть сформирована целостная система уголовного, гражданского и административного права.

Однако, этого мало, проблема честности и справедливости судей по-прежнему остается самой острой и злободневной. Следует признать, что попытка решить данную проблему путем создания Совета по отбору судей на данный момент пока себя не вполне оправдывает.

Нет достаточной системности и в работе Совета судей, который избирается из числа самих судей. На недостатки в работе и поведении судей он реагирует зачастую лишь после публикаций в СМИ.

Да и сам этот принцип, когда судьи сами решают, как наказать себя, кажется абсурдным. Представьте, что таможенники или работники ГАИ работали бы по этому принципу? А ведь судьи тоже представители нашего общества, они не упали с Луны или Марса. Они такие же люди, с таким же менталитетом.

В итоге сегодня мы имеем разбалансированную судебную систему. Законодательство не обеспечивает ее ответственность ни перед законом, ни перед народом. Более того, многие судьи поняли принцип независимости судей как принцип безнаказанности, безответственности судей за любое решение. И теперь нередко возникают ситуации, когда судьями принимаются спорные, а зачастую абсурдные решения, и нередко наносящие ущерб государству.

Например, недавно судья одного из местных судов по иску неправительственной организации закрыл банковские счета крупнейшей энергокомпании. Данное решение затем было отменено  судом второй инстанции, но угроза ущерба жителям целого региона, как отмечали средства массовой информации, была более чем реальной.

Другой пример еще более удручающий. Летом этого года в стенах Конституционной палаты была развернута целая пиар-кампания против биометрической регистрации граждан. И если бы данный судебный орган признал ее неконституционной, то  на идее честных выборов был бы поставлен жирный крест. И сегодня страну бы сотрясали митинги и пикеты. Единство народа, мир и стабильность в стране были бы под угрозой. 

Фактически вся страна была в заложниках у нескольких судей Конституционной палаты, которые под давлением различных НПО склонялись то к одному, то к другому решению.

Считаю, что это категорически недопустимо!

Уважаемые участники сегодняшнего заседания!

Хочу привести еще один пример. На выборах 4 октября некоторые политики нашли способ обойти требования Конституции о пропорциональной системе выборов Жогорку Кенеш и фактически привели к выборам по мажоритарной системе внутри отдельных партий. За скандалами о незаконном исключении кандидатов из списков наблюдала вся страна. А партийному строительству был нанесен существенный урон. Из-за этого фактически были нарушены требования о квотах для женщин, этнических меньшинств и молодежи.

Прошедшие выборы выявили еще одну закономерность. Очень много бизнесменов ринулись на выборы. Почти все богатеи страны в составе той или иной партии участвовали в предвыборной гонке. Участвовали в качестве кандидатов в депутаты.

Почему я это подчеркиваю? В развитых странах мира богатые люди тоже принимают участие в выборах в парламент. Но в качестве спонсоров тех или иных партий. У нас миллионеры сами рвутся в парламент.

Почему? На мой взгляд, здесь есть две основные причины.

Во-первых, ваш Регламент фактически позволяет депутатам приходить  на сессию всего два-три раза в год. И при этом исправно получать зарплату и иметь все полагающиеся льготы, плюс кабинет и персональный автомобиль. То есть можно иметь статус и льготы депутата, а заниматься своими делами.

Вторая причина – главная, в том, что бизнес все еще чувствует себя незащищенным. Многие думают так: «Кто его знает, что еще будет! А вдруг и в самом деле придет новый Президент в 2017 году. А вдруг этот новый Президент будет таким как Акаев или Бакиев? Или Максим Бакиев? А вдруг снова начнется передел собственности?».

А раз есть такие сомнения, значит наши законы и Конституция дают повод для них.

Уважаемые депутаты и члены Правительства!

Как вы сами убедились, недоработки  в законодательстве мешают развитию страны, более того, несут  в себе угрозы национальной безопасности.

Безусловно, мы могли бы, как и прежде “незамечать” эти  проблемы, закрывать на них глаза. Но они уже становятся настолько серьезными, что угрожают будущему страны.

Есть кыргызская пословица: “Ооруну жашырсаң, өлүм ашкере келет”. Мы не должны этого забывать. Недоработки в законах и в Конституции становятся серьезным препятствием  для развития страны.

Именно поэтому я весной нынешнего года поддержал инициативулидеров трех фракций - Өмүрбека Чиркешовича Текебаева, Феликса Шаршенбаевича Кулова и Чыныбай Акуновича Турсунбекова о проработке вопроса о внесении  изменений в действующую Конституцию.

Уважаемые  депутаты!

За прошедшие пять лет народ Кыргызстана убедился в правильности для нашей страны парламентской системы правления.

Но фактически мы и сегодня стоим одной ногой в парламентской, а другой ногой в президентской форме правления.

Полагаю, что мы должны идти в сторону постепенного перехода к полностью парламентской системе как почти во всех развитых европейских странах.

На прошедших парламентских выборахнекоторые политики нашли способ обойти требования Конституции о пропорциональной системе выборов Жогорку Кенеш и фактически привели к выборам по мажоритарной системе внутри отдельных партий. Совершенно очевидно, что у нас в стране немало таких “молодцев”, которые могут найти лазейки в Конституции и обойти закон.

Никто не может исключать того, что в 2017 году народ  опять поверит красивым словам и изберет Президентом такого “молодца”. Есть очень большая вероятность того, что к руководству страной придеткто-то наподобие Максима Бакиева. Который также будет смотреть на Кыргызстан как на свой частный  “комок”, который также будет называть свой народ стадом баранов, который также станет грабить бизнесменов по одиночке, который не боится Бога. Как говорится: “жылаандын аласы тышында, адамдын аласы ичинде болот. А народ у нас доверчив и если такой “молодец” вдруг изберется Президентом, то действующая Конституция не сможет удержать его от произвола. Слишком много в нашем основном законе противоречий, которые можно по разному интерпретировать.

Поэтому который раз повторяю: “Береженного, Бог бережет!”. Судя по всему, надо несколько сократить полномочия Президента и начать переход к реальному парламентскому правлению. Иначе пострадает наш народ!

Жогорку Кеңеш должен тщательно изучить и рассмотреть данный вопрос, чтобы затем вынести его на всенародное обсуждение.

Если наш народ убедится в необходимости такого шага, обязательно поддержит.

Нельзя забывать, что до выборов нового Президента осталось фактически всего 1,5 года!

Уважаемые депутаты!

На прошедших выборах  народ оказал вам доверие с надеждой на лучшее будущее.

Не забывайте, что каждый голос, отданный за вас на выборах, – это аванс доверия. И каждый депутат  обязан честно и добросовестно  работать, чтобы оправдать это доверие, чтобы сбылась надежда народа.

Конечно, в стенах Жогорку Кенеша будут происходить острые дебаты, серъезные, открытые и конструктивные споры. Но они не должны вредить интересам страны.

“Добрые мысли  – половина счастья”, гласит народная поговорка. Кыргызстан не должен сворачивать с пути развития. Мы должны все вместе шаг за шагом, твердо и верно идти вперед.

Уважаемые депутаты!

Уважаемые члены Правительства!

Во время моих встреч в регионах большинство граждан просят беречь, как зеницу ока нынешний мир и единство народа.  Потому, что пережив две революции и межэтнический конфликт за последние десять лет, мы хорошо познали цену мира и стабильности. 

Мир и единство – это достояние нашего народа. Только лишь в мирное время будет развиваться экономика, будут работать предприниматели, можно строить благополучную жизнь. Не зря наши предки говорили: «Залог благополучия – согласие».

Все мы, в том числе депутаты и члены Правительства – первую очередь, – в ответе за мир и согласие.  В нынешнем парламенте есть представители всех этносов. Я прошу, чтобы каждый из вас в своем селе, улице и городе призывали людей к единству.

Уважаемые соотечественники!

В эпосе «Манас» говорится: “Нет силы мощнее, чем труд, нет богатыря сильнее времени». Надо помнить, какими мы были раньше и какими стали сегодня? Думать о том, какой станет наша страна через пять, десять лет, через четверть века?..

Пять лет назад наша экономика была в разрушенном состоянии, а среди нас не было единства. Теперь все по-другому.  Слава богу, оживилась экономика. В то же время, открылась дорога к духовному возрождению.

Всё чаще слышны слова соотечественников о том, что необходимо любить и беречь свою страну, с уважением и милосердием относиться друг к другу. Видим, как наравне с кыргызами, являющимися ядром народа Кыргызстана, и представители других этнических групп начали считать Кыргызстан своей родиной и гордятся ею. Возрождающийся патриотизм народа и любовь к Родине укрепят нашу  страну.

Чтобы построить благополучную, развитую страну, нам необходимо быть солидарными и вместе идти к цели. Нам нельзя упускать уникальный шанс. Нельзя забывать, что мы можем стать счастливыми лишь в собственной стране!

Я полностью верю: Кыргызстан станет самой развитой, самой свободной страной в регионе!

Да здравствует независимый Кыргызстан!

6 ноября 2015