Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Резолюция конференции на тему: «Кыргызская Республика: национальный диалог по региональному развитию»

КОНФЕРЕНЦИЯ на тему:

«Кыргызская Республика: национальный диалог по региональному развитию»
Совместное заявление

 

28 февраля 2019 года г. Бишкек

Мы, участники конференции «Кыргызская Республика: национальный диалог по региональному развитию», осознаем что повышение качества жизни граждан и потенциала регионов должно стать приоритетной задачей государства на ближайшие годы.

Мы подчеркиваем высокую значимость инициативы Президента Кыргызской Республики об объявлении 2018 года Годом развития регионов и 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны.

Мы поддерживаем необходимость реализации приоритетных направлений Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы и первоочередных шагов в части регионального развития. 

Мы констатируем, что для достижения долгосрочных целей стратегического развития Кыргызской Республики необходимо проведение системных изменений и объединение усилий государства и общества с учетом комплексного подхода, учитывающего региональные особенности.

Мы осознаем, что экономическое развитие регионов также зависит от инициативы и возможностей, которые предоставлены частному сектору, а социально-культурное развитие в первую очередь от участия местных сообществ.

Мы считаем, что формирование региональной специализации в 20 пилотных городах страны станет действенным толчком для дальнейшего социально-экономического развития каждого региона.

Мы направим усилия на комплексное развитие регионов, которое должно воплощаться в улучшении уровня жизни населения страны. Региональное развитие не должно стать самоцелью. Оно направлено на защиту и конкретное улучшение качества жизни населения на местах, и измерять успехи региональной политики надо по положительным изменениям социальных показателей и стандартов жизни людей.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

В конференции приняли участие государственные структуры, органы местного самоуправления, представители партнеров по развитию, гражданского общества, бизнеса, экспертного сообщества и средств массовой информации.

 

Участники конференции:

       заявили о своей общей приверженности многостороннему сотрудничеству по реализации Концепции региональной политики Кыргызской Республики на период 2018–2022 годы и стремлении построить точки роста в каждом регионе с консолидацией усилий, опыта, знаний государства и общества;

       отметили, что данная конференция предоставляет надежную платформу участникам для обсуждения новой модели взаимодействия государства с бизнес-сообществом и гражданами;

       выразили готовность к принятию необходимых мер по созданию благоприятных условий и поддержке развития регионов.

В ходе профильных дискуссий и обмена мнениями участники конференции:

осознавая необходимость реализации начатых реформ, направленных на развитие регионов,

подчеркивая особую роль государства в создании благоприятных условий для развития частного сектора,

принимая во внимание необходимость принятия мер по привлечению инвестиций в региональные проекты,

отмечая необходимость перехода от теории и обсуждений к практическим действиям,

желая содействовать достижению устойчивого экономического и инклюзивного развития Кыргызской Республики, соблюдая баланс природных ресурсов,

и принимая во внимание все обсуждения в рамках работы форума, приняли настоящую Резолюцию и считают необходимым:

       поддержать инициативы Президента Кыргызской Республики, направленные на развитие регионов;

       взять на себя ответственность за участие в развитии регионов и призвать всех граждан страны активно участвовать в данном процессе;

       определить единый государственный орган по вопросам развития регионов с наделением соответствующих функций координации и мониторинга.

 

По итогам конференции приняты рекомендации:

Аппарату Президента Кыргызской Республики:

—       принять меры по ежегодному проведению Национального диалога как площадки для обсуждения вопросов развития регионов;

—       рекомендовать по мере необходимости рассматривать на площадке Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики (далее — Национальный совет) общенациональные усилия и результаты работы по вопросам регионального развития;

—       обеспечить мониторинг и оценку исполнения государственной политики в сфере развития регионов и местного самоуправления в рамках рекомендаций Национального совета;

—       создать при Национальном совете Комитет по развитию человеческого потенциала в целях активизации и мониторинга реализации первоочередных шагов Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы;

—       обратить особое внимание на вопросы подготовки профессиональных кадров для обеспечения всех уровней управления квалифицированными и компетентными управленческими кадрами;

—       проводить ротацию служащих, занимающих политические государственные должности, в целях обеспечения их последовательного продвижения по карьерной лестнице.

 

Жогорку Кенешу Кыргызской Республики:

—       в рамках законотворческой деятельности обратить особое внимание на оперативное рассмотрение и утверждение концептуальных нормативных правовых актов, способствующих региональному развитию;

—       в рамках своих полномочий обратить внимание на необходимость устранения противоречий в существующем законодательстве в части развития регионов и местного самоуправления;

—       рассмотреть необходимость разработки и принятия кодекса о местных самоуправлениях, который сформирует единую политику в сфере развития местных сообществ;

—       усилить контроль за единообразным и полным исполнением принятых законов на местах.

  

Правительству Кыргызской Республики:

—       обеспечить согласование решений и стратегических документов (концепций, стратегий, программ), планов мероприятий Правительства Кыргызской Республики с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы и Концепцией региональной политики Кыргызской Республики на период 2018–2022 годы;

—       консолидировать ресурсы (управленческие, финансовые, структурно-функциональные, кадровые) для решения задач регионального развития на всех уровнях управления;

—       скоординировать систему отраслевого управления и управления по вопросам регионального развития в единый комплекс;

— активизировать обсуждение вопросов по выработке и внедрению современных стандартов пространственного планирования и совершенствования системы административно-территориального устройства страны;

—       в рамках совершенствования системы межбюджетных отношений создать условия, мотивирующие органы МСУ развивать экономику и формировать бюджеты развития;

—       расширить полномочия и усилить ответственность полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях и глав местных государственных администраций — акимов за достижение показателей развития территорий;

—       проводить ежегодную оценку эффективности деятельности полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций, а также органов местного самоуправления в части делегированных полномочий;

— активизировать работу по стимулированию развития региональных точек роста;

—       усилить работу по созданию необходимой правовой и административной среды для стимулирования развития приграничных и высокогорных районов;

—       обратить особое внимание на решение пограничных вопросов и вопросов делимитации и демаркации границ;

— совершенствовать нормативную правовую базу в сфере инвестиционной политики, в том числе по вопросам государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

—       усилить меры и гарантии по защите собственности инвесторов;

—       разработать и принять программу комплексного развития малого и среднего бизнеса в регионах;

— разработать программу целевой поддержки промышленных предприятий, открывающихся в регионах;

— активизировать работу по размещению производственных мощностей в сфере переработки сельскохозяйственной продукции в зависимости от имеющейся сырьевой базы и трудовых ресурсов;

оказать содействие мелкотоварным фермерским хозяйствам в получении доступа к ресурсам (знания, технологии и финансы)  для своих производственных процессов;

—   усилить работу по упрощению процедур открытия бизнеса, получения разрешительных документов и подключения к инженерным сетям;

—       широко использовать различные формы привлечения инвесторов для реализации крупных инфраструктурных проектов (строительство железных и автомобильных дорог, торгово-логистических центров, газопроводов, ГЭС) на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

—       ускорить работу по формированию и реализации инвестиционных лотов, направленных на закрепление кластеризации регионов, усиление их конкурентных преимуществ и расширение мер государственной поддержки экспортоориентированных предприятий;

—       усилить работу по развитию инфраструктуры приграничной торговли для повышения экспортного потенциала регионов;

—       повысить экспортно-импортные возможности предпринимателей путем внедрения электронной торговли;

—       обеспечить маркетинговое продвижение отечественных туристических продуктов на рынках ближнего и дальнего зарубежья;

—       расширить финансовые механизмы государственных финансовых институтов и фондов по кредитованию региональных экономико-образующих проектов по приоритетам развития;

—       повысить количество и качество обучающих тренингов и семинаров по финансовым вопросам, а также регламенту работ международных финансовых институтов, участвующих  в поддержке и реализации местных проектов;

—       сформировать единую государственную политику в сфере услуг, которая позволит создать благоприятную среду для вовлечения в эту сферу поставщиков услуг любой формы собственности;

—       расширить спектр использования цифровых технологий при оказании государственных и муниципальных услуг населению;

—       создать цифровую управленческую инфраструктуру на уровне регионов с возможностью ее интеграции в систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук»;

—       завершить подключение к интернету всех школ в каждом регионе страны, в первую очередь в высокогорных и труднодоступных айылных аймаках;

—       создать благоприятные условия для внедрения передовых инновационных технологий в целях повышения производственного потенциала в регионах;

—       улучшить качество предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты путем применения цифровых технологий, повышения кадрового потенциала и улучшения материально-технической базы;

—       провести инвентаризацию объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады и объекты водоснабжения);

—       создать современную систему профессионально-технического образования с применением новых информационно-коммуникационных и лингвистических технологий и интегрированием с системой школьного образования;

—       создать научно-образовательные комплексы и инновационные школы на основе современной модели образования и науки;

—       внедрить в каждом регионе новую модель услуг центров семейной медицины с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, механизмов финансирования, расширением спектра и пересмотром стандартов услуг;

—       развивать в каждом регионе и населенном пункте системы оказания социальных услуг, альтернативных интернатным учреждениям по социальной поддержке семьи и детей в трудной жизненной ситуации, дневным центрам для детей, пожилых граждан и взрослых с инвалидностью через механизм делегирования полномочий в органы местного самоуправления;

—       обеспечить популяризацию и развитие национальных видов спорта в каждом регионе;

— принять меры по совершенствованию процесса институциональных и организационных реформ, направленных на рациональное использование природных ресурсов для обеспечения устойчивости экономического развития путем повышения эффективности их использования и производительности;

—       обеспечить формирование и исполнение политики по управлению государственными ресурсами (пастбищами, поливной и питьевой водой, землями Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, недрами местного значения);

—       принять активные меры по строительству мусороперерабатывающих заводов и утилизации отходов, а также ускорить работу по выделению земельных участков в каждой области под мусорные полигоны.

 

Органам местного самоуправления:

—       усилить ответственность за реализацию государственной политики на местном уровне;

—       повысить ответственность отдельного гражданина и всего местного сообщества за право проживать в системе местного самоуправления: платить налоги, оплачивать услуги, соблюдать правила проживания на территории города, села;

—       создать экономически устойчивую систему предоставления услуг, которая обеспечит справедливый доступ гражданам к качественным услугам;

—       формировать инвестиционный потенциал по перспективным направлениям регионов;

—       на постоянной основе проводить разъяснительную работу (слушания, диалоги) среди местного населения о необходимости привлечения инвестиций для развития регионов и недопустимости вмешательства в деятельность инвесторов;

—       на уровне регионов и местного самоуправления формировать среду, которая мотивирует население вести здоровый образ жизни;

—       разработать экономические паспорта территорий с указанием ресурсов, доступных для использования в предпринимательской деятельности;

—       разработать генеральные планы, проекты детальной планировки, градостроительной документации населенных пунктов;

—       приоритетом в бюджетном процессе установить формирование бюджета развития.

 

Бизнес-сообществам и предпринимателям:

—       принимать активное участие в консультациях при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности в регионах;

—       оказывать содействие органам исполнительной власти в пропаганде предпринимательской деятельности, формировании положительного общественного мнения, повышении социальной значимости предпринимательской деятельности, освещении положительного опыта ведения бизнеса;

—       обеспечить ведение социально ответственного бизнеса, не допуская сокрытия налогов, а также совершенствовать формы и методы производства, торговли и услуг;

—       продолжить работу в направлении выстраивания кооперационных связей между малым и крупным бизнесом в целях повышения конкурентоспособности в рамках ЕАЭС и локализации цепочки добавленной стоимости, в частности в области промышленного производства и высоких технологий;

—       осуществлять регулярный обмен информацией об инициативах регионов, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;

—       на ежеквартальной основе информировать Правительство Кыргызской Республики об имеющихся проблемах при ведении предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике;

—       активно участвовать в составлении реестра потенциальных и реализуемых инвестиционных проектов в регионах Кыргызской Республики, в частности на основе базы данных Агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики;

—       приоритизировать создание производств с упором на импортозамещающей и экспортоориентированной продукции;

—       внедрять в предпринимательскую деятельность использование цифровых технологий и инноваций.

 

Финансово-кредитным учреждениям:

—       проработать кредитные продукты по финансированию проектов в приоритетных отраслях экономики с предоставлением льготного периода возврата кредита;

—       пересмотреть устоявшиеся механизмы финансирования, когда кредиты выдаются только под залоговое обеспечение (ломбардное кредитование). Внедрять новые механизмы кредитования, такие как проектное финансирование;

—       обратить особое внимание на вопросы развития банковской инфраструктуры в отдаленных районах страны. Расширять систему дружественной сети банкоматов и внедрять единые стандарты и платформы для мобильного банкинга в целях обеспечения проведения расчетов и переводов безналичных денег между мобильными кошельками банков;

—       обратить внимание на инвестирование в развитие ИКТ технологий в банковских продуктах;

—       рассмотреть возможность разработки кредитных продуктов для начинающих предпринимателей, в особенности в регионах. Необходимо финансирование стартап — проектов. Внедрять консалтинговые услуги;

—       Российско-Кыргызскому Фонду развития расширить применение принципов проектного финансирования и иных новых финансовых инструментов в целях трансформации экономики Кыргызской Республики, ее адаптации к рынкам ЕАЭС.

 

Партнерам по развитию:

—       скоординировать планы и программы, направленные на региональное развитие в соответствии с Национальной стратегией развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы, Концепцией региональной политики Кыргызской Республики на период 2018–2022 годы и Программой развития Кыргызской Республики на период 2018–2022 годы «Единство. Доверие. Созидание».

 

9 апреля 2019